аспирантура
Аспирантская школа ИТМО по социальным и гуманитарным наукам в мире меняющихся технологий
о программе
Основной фокус программы — исследование трансформации опыта, знания и человека в условиях цифровых изменений. Философская антропология предполагает осознанный и критичный междисциплинарный подход, соединяющий философию и антропологию. Основной сюжет аспирантских работ — это проблема медиа и технологий, жизни и инфраструктур. У аспирантуры есть теоретические и практические задачи.
Ключевые теоретические темы и вопросы
> Понимание человека в перспективе разных наук. Коллапсы сочетания/несочетаемости этих перспектив: от нейронаук до партисипаторных антропологических исследований.
> Постчеловеческое состояние. Если человека в прежнем смысле нет, как это влияет на искусствоведение, медиевистику, исследования интерфейсов?
> Субъект и объект. Оппозиции агентности и проблема объектно/субъектно-ориентированных подходов в философской антропологии.
> Каноны и методы. Роль оснований в изучении мира, поиск оснований в субъекте и критика картезианского подхода.
> Институции и организации. Как институция и организация становятся участниками и объектами изучения происходящих изменений. История и становление институционального знания и организационных теорий.
> Интернет, платформа, вычисления, код. Как программистские и компьютерные культуры влияют на производство и структур знания, или формируются под воздействием этих структур.
> Философия техники. Как из разных её версий возникают множественные определения «цифрового», исходящие из разных традиций.
Аспиранты получают возможность формировать новые подходы к изучению цифровой среды и её влияния на жизнь и знание, а также осваивать современные интеллектуальные и технические инструменты для создания и представления научных результатов.
примеры курсов
> Ключевые проблемы истории культурной антропологии. В курсе рассматриваются основные сюжеты и конфликты на стыке философии и антропологии, Студентам предлагается осмыслить роль изучаемых технических изменений и явлений

> Проблемы и методы современной философии

> История и философия науки

> Ридинг-группы по ключевым текстам для антропологического и философского понимания темы: Люси Сачмен, Жильбер Симондон.
как устроено
обучение
Студенты программы посещают лекции и семинары, участвуют в ридингах и конференциях. Параллельно с этим аспиранты занимаются своими исследованиями и проектами и пишут текст диссертации. В индивидуальной работе студентов консультируют эксперты из научного состава аспирантуры.

В течение 1−2 года обучения студенты учатся и участвуют в проектных разработках, начинают готовить свой текст; 2−3 год аспирантуры посвящены тестированию исследовательских наработок; 4-й год — финализация исследования//проекта, подготовка к защите диссертации и защита.
исследования
и проекты студентов
Анализ специфики человеческой субъектности в современных культурных реалиях
Автор: Никита Рогаленко
Описание темы диссертации: Диссертационное исследование посвящено выявлению особенностей реализации человеческой сущности в современном мире; определению способов организации бытия человека, преобразования себя и окружающей действительности. В центре внимания оказываются проблемы человека как активного деятельного начала, вопросы о нем как о субъекте в ситуации трансформации постмодерна, в эпоху, когда культура, сталкиваясь с вызовами XXI века, претерпевает значительные изменения, в частности, в связи с активным развитием информационных технологий и их проникновением в повседневную жизнь.
О себе: Окончил бакалавриат и магистратуру Университета ИТМО, работаю в сфере разработки программного обеспечения. Занимаюсь научными исследованиями в области философии культуры, медиа и техники.
Научный руководитель: Александр Львов
Философско-антропологический анализ игровых метавселенных китайской технологической компании Tencent
Автор: Иван Чужинов
Описание темы диссертации: Исследование состоит из двух больших блоков: первая часть посвящена анализу политики компании с точки зрения теорий посткапитализма, а вторая часть посвящена анализу самих игр, игрового процесса и идентичности геймера с позиции постструктурализма, акторно-сетевой теории и непосредственно самого геймдева.
О себе: Младший преподаватель, философ, куратор. Основные интересы — философия техники, современное искусство, кураторские практики, американская художественная литература.
Научный руководитель: Александр Погребняк
Традиции репрезентации травмы в современном звуковом и медиаискусстве
Автор: Александр Погребняк
Описание темы диссертации: Работа предполагает исследование аудиальных практик репрезентации травмы и вовлечения слушателя в опыт другого в современном звуковом и медиаискусстве. Основное внимание уделяется тому, как звук может глубже и устойчивее передавать травматический опыт, избегая фрагментированного и безучастного восприятия, характерного для современных цифровых медиа. В теоретической части рассматриваются эволюция звуковых практик, от ритуальных песнопений до современной музыки, а также различия между визуальными и аудиальными методами репрезентации травмы. Практическая часть включает создание звуковых произведений и инсталляций с междисциплинарным подходом, анализируя реакции слушателей и разрабатывая новые формы ответственной аудиальной репрезентации травматического опыта.
О себе: Медиахудожник, фотограф, саунд дизайнер Область исследований Александра лежит в поле Sound и Listening Studies. В своих работах исследует пересечение медиа археологических нарративов, создавая видео- саунд-арт инсталляции.
Научный руководитель: Александр Погребняк
Проблема понимания Человеком Живого и осмысления роли Техники как посредника в таком взаимодействии
Автор: Ирина Антонова
Описание темы диссертации: В своей диссертационной работе я занимаюсь проблемой понимания Человеком Живого и осмыслением роли Техники как посредника в таком взаимодействии. Исследование располагается на пересечении философской антропологии и философии техники с опорой на философию жизни А. Бергсона, механологию Ж. Симондона, концепции кибернетиков 20−21вв, а также на актуальные идеи и осмысления в области нейробиологии и технологий искусственного интеллекта.
О себе: Мой академический бэкграунд — психология (МГУ им. М.В.Ломоносова). Длительное время я занимаюсь созданием образовательных программ и решений (Stockholm School of Economics, Vlerick Business School, Университет 2035, ПИШ МАИ и тп), а также разработкой ПО и инженерных решений в области когнитивных технологий и biofeedback. Исследую и практикую Art&Science как форму гибридного мышления и способ создания междисциплинарных инноваций. Являюсь сооснователем группы NakedMinds, где мы ищем ответы на вопросы о формах аугментации человеческого коллективного интеллекта с помощью человеко-машинных творческих коллабораций.
Научный руководитель: Полина Колозариди
Влияние AI-технологий на образовательные практики в высшей школе: осмысление изменений и взаимодействий между участниками учебного процесса
Автор: Азиз Аширов
Описание темы диссертации: В условиях стремительного развития искусственного интеллекта (AI) необходимо переосмысление традиционных концепций человеческой сущности и образовательных практик в высшей школе. Актуальность исследования заключается в том, что AI становится неотъемлемой частью образовательной среды, что вызывает необходимость изучения его влияния на формирование критического мышления и взаимодействие между студентами и преподавателями. В рамках исследования будет рассмотрено несколько ключевых вопросов: Как AI влияет на самоидентификацию студентов? Какие изменения происходят в отношениях власти и авторитета в образовательном процессе?
Научный руководитель: Полина Колозариди
Мозг-машина в лаборатории: исследование взаимодействия человека и объекта
Автор: Дарья Высокова
Научный руководитель: Полина Колозариди
научный состав
  • Полина Колозариди
    кандидат социологических наук, руководительница аспирантской программы, руководительница магистерской программы «Цифровые методы в гуманитарных исследованиях», Университет ИТМО
  • Илья Мавринский
    кандидат философских наук, доцент школы Философии и культурологии НИУ ВШЭ, Москва, Куратор проекта «Открытый философский факультет»
  • Алла Митрофанова
    независимая исследовательница, соосновательница Киберфеминистского Интернационала
  • Александр Погребняк
    кандидат экономических наук, ординарный доцент ИТМО
  • Андрей Тесля
    кандидат философских наук, старший научный сотрудник, научный руководитель Центра исследований русской мысли БФУ им. И. Канта
требования для поступления
Абитуриенты программы проходят внутренний вступительный экзамен по билетам.
об организаторах
Институт международного развития и партнёрства ИТМО (ИМРиП)
Центр международной деятельности Университета ИТМО, основанный в 2014 году. Основная задача Института — развитие интернационализации во всех областях деятельности университета: образовательной, научной, внеучебной.

Университет ИТМО
Национальный исследовательский университет, ведущий вуз России в области информационных и фотонных технологий. Один из лидеров глобального и национального академического сообщества.
По поводу поступления пишите координатору программы Александре Савченко на почту savchenkoa@itmo.ru. До встреч!
Если не нашли ваш вопрос по поводу поступления, пишите координатору программы Александре Савченко на почту savchenkoa@itmo.ru. До встреч!