Отправной точкой
для нашего разговора стала рукопись статьи Ангелины и её коллеги Анны Козловой «Beyond Stratification: Ideologies of Cultural Consumption and Participation in Post-Soviet Russia».
При первом или поверхностном прочтении текст будто бы только о разнице культурного потребления пермяков, точнее местных любителей и почитателей Дягилевского фестиваля и поклонников Теодора Курентзиса, и выборжан в лице участников Выборгского бального общества и любителей ходить на все-все выставки города и даже на утренники не своих детей. Но это только в первом приближении. Действительно, суть исследования была в том, чтобы пообщаться и понаблюдать за людьми там и там (антропологи ведь!), понять, как и почему люди выбирают культурные события для посещения в своём городе. И потом уже — попробовать найти причины различий.
Если же перечитать и обсудить текст, то всплывают более глубокие темы, которые затрагиваются в исследовании. Одна из таких тем — как вообще можно изучать взаимодействие людей с культурными институциями? Окей, был Бурдьё. Он, в принципе, ввёл понятие «культурного потребления», такую экономическую метафору, от которой теперь (и тут все согласились) ну очень сложно отвязаться и переформулировать. Ангелина и Анна в своём тексте попробовали использовать словосочетание «культурное участие», чтобы немного отстраниться от устоявшейся традиции и найти новый подход к этому феномену.
Также в противовес подходам Бурдьё, Ангелина и Анна отошли от типичного или даже классического исследования потребления культуры через индивидуальные предпочтения зрителей и их возможность порождать суждения о культурных объектах, и предложили изучать «идеологии культурного участия» — то есть наши фоновые представления о том, что вообще такое культура, в чем состоит её роль и значение для человека, и как он может и должен с ней обращаться. Вопреки кажущейся банальности этих вопросов, ответы на них, как показывает это исследование, могут оказаться совершенно различными у социально очень похожих друг на друга людей.
То есть отойти от объекта (долой объектоцентризм) и перейти к субъекту — человеку смотрящему, слушающему, ходящему на спектакли, оперу, перформансы, его опыту, ощущениям и словам, которыми он эти ощущения описывает.